Из своего опыта я могу назвать два великолепных действенных травных средства, ощутимо влияющих на самочувствие больных раком легкого. При этом имеется яркая зависимость и от принимаемой дозы, и от продолжительности лечения.
Первое средство – это мой излюбленный аконит, а второе молочай Палласа (он же молочай Фишера, он же мужик – корень, он тхар-ну).
Ярчайшая особенность применения аконита у больных раком легких заключается в том, что больным становится ощутимо легче на пике доз настойки. Стихают боли, улучшается работоспособность, появляется оптимизм. Если ориентироваться на 5% настойку корней аконита высокого, то речь идет о суточной дозе от 45 капель и выше (обычно делится на три приема, то есть 15+15+15). Проследить эту зависимость оказалось очень легко. Так как обычно делается 30-ти капельная «горка», то после прохождения пика дозы начинается планомерное снижение, и ниже 45 капель (около 1 мл) эффект начинает пропадать.
Есть ли научное объяснение данному факту? В эксперименте, доклинических и клинических испытаниях были обнаружены следующие эффекты суммы алкалоидов аконита: противоболевой, противовоспалительный, выраженный иммуномодулирующий и антидепрессивный (у некоторых видов растения, содержащих зонгорин). Известно, что аконит обладает свойством стимулировать кору надпочечников, что обеспечивает лучшее функционирование органов и систем в условиях стресса. В ряде экспериментов показана способность извлечений из аконита защищать здоровые клетки от повреждения, вызываемого различными токсинами.Вероятно, совокупность всех эффектов обуславливает действие аконита на ослабленных раковых больных.
Интересной особенностью, которую мне удалось подметить, является то, что самая яркая реакция наблюдается именно у больных раком легкого. Есть она и у больных с другой локализацией, но отчетливо видно у легочников.
Полноценного научного объяснения такому различию я не имею. Восточная философия говорит о способности аконита «двигать остановившуюся жизненную энергию».
Что касается молочая Палласа, то эффект, о котором мы ведем речь, был сначала замечен, как и у аконита, на высоте доз 30-капельной «горки». После чего логичным показалось использовать постоянные дозы молочая на протяжении всего цикла лечения. В последние несколько лет он так и применяется: 5% настойка корней из расчета 1,5 мл в сутки для взрослого человека со средней массой тела 60-70 кг.
Оба растения являются мощными иммуномодуляторами. При этом, что очень важно, не идет речи о какой-то обвальной общей стимуляции иммунных реакций. Действие аконита и молочая на иммунитет избирательное. При этом усиливаются только звенья, приоритетно вовлеченные в противоопухолевую защиту. Проводя своим больным иммунологическое исследование крови, мы неоднократно отмечали характерные изменения в иммунограмме. Заключаются они в повышении процента и абсолютного числа киллерных клеток (CD8+, CD16+, CD56+) и показателей фагоцитоза (процент, завершенность, индекс). Интересно, что процент CD3+ и CD4+ — клеток может понижаться, при этом их абсолютное число находится в пределах нормальных показателей.
Иммунограмма – довольно дорогое удовольствие, не всегда доступное больному каждые два месяца. Кроме того, далеко не в каждом городе исследование выполняется на хорошем современном уровне. Поэтому для текущего контроля в ходе лечения можно использовать обычный клинический анализ крови. Что мы можем там увидеть?
Во-первых, нас интересует процент и число лимфоцитов. У тяжелых больных, у больных, прошедших несколько циклов химиотерапии или лучевого лечения лимфоциты часто бывают подавлены, ниже 19% в формуле крови. Восстановление их в ходе травяного лечения есть благоприятный прогностический признак.
Во-вторых, хоть это бывает и не всегда, возрастает процент моноцитов. При этом может возникать так называемый «правый сдвиг» формулы крови, при котором понижается процент сегментоядерных нейтрофилов.
И, наконец, легко оценить общее состояние компенсаторных сил организма и уровень интоксикации, просчитав лейкоцитарный индекс интоксикации (ЛИИ) или даже усложненный индекс интоксикации, где учитывается также и состояние «красной крови».
Формула расчёта ЛИИ по Островскому В.К.(1983)
ЛИИ = (ПК + миел. + ю. + п. + с) / (Лимф. + мон. + э. +б.)
Где: ПК – плазматические клетки, миел. – миелоциты, ю. – юные, п. – палочкоядерные, с. – сегментоядерные, Лимф. – лимфоциты, мон. – моноциты, э. – эозинофилы, б. – базофилы.
При расчёте ЛИИ норма составляет 1,6 + 0,5